Воспитывать? Нет, развивать!

Влад Лившиц
Фрактальная стохатипия Леа Лившиц

"Один из способов увеличить наши способности и навыки
состоит в том, чтобы сконцентрироваться
на чтении литературы,расширяющей наш словарный запас,
сообразительность и эмоциональную зрелость"

 Психолог Джеймс Флинн



Мне кажется, что наиболее сильные идеи вызревают медленно и постепенно изменяют свою форму. При этом требуется все меньше и меньше слов. Идеально, если удается их число свести лишь к нескольким. В качестве примера возьмем проблему реформирования школьной системы.

Швейцарский педагог Генрих Песталоцци (1746-1827) , по-видимому, одним из первых выдвинул идею психологизации обучения. Прошло два столетия. Фактически школьная система никаких особых изменений так и не получила. В лучшем случае, под психологизированной школой имеют ввиду обучение педагогов психологии и наличие школьных психологов. Задача педагогов – обучать и воспитывать школьников. Задача психологов – помогать педагогам.

 Только через два столетия стало ясно два положения. Во-первых, следует заменить слово «воспитание» на «развитие». Во-вторых, задачу развития школьников нужно возложить не на педагогов, а психологов. Дело в том, что ни психология, ни неврология, ни физиология в понятие «воспитание» не могут вложить реальный смысл. Другое дело «развитие». Например, мозг у человека развивается до двадцати трех лет. На фоне развития мозга и всего организма и возможно то, что мы понимаем под воспитанием. Существует много тестов для оценки развития человека как организма и личности, и как психологической категории. Воспитанность же трудно описать научными категориями. Мы все же не отрицаем полезности системы воспитания. Семья и педагоги вполне могут ее использовать.

Имеется несколько современных моделей психологизации школы. У Петрозаводской личностно-ориентированной модели воспитание обеспечивается психологическим сопровождением за школьниками. Для этого педагоги получают дополнительную психологическую подготовку, а психологи обеспечивают коррекцию поведения и обучения школьников. По Кохтла-Ярвеской личностно-ориентированной модели развития (Эстония), которой мы придерживаемся, только на психологов возлагается задача индивидуального развития детей, а педагоги, в основном, несут ответственность за обучение. В частности, классными руководителями в нашей модели являются психологи-педагоги. Мы не будем вдаваться в подробности (см. пакет наших статей по педагогике и психологии). Теперь остается реализовать теорию на практике. Беда лишь в том, что времени на раскачку почти не осталось. По нашим оценкам, не более двух десятилетий. Успеем?

P.s.  Нейропедагогика и нейропсихология теперь позволяет и обучать и следить за развитием мозга научно-обоснованными методами. 19.01.2012

см. также:
 1. Светлана ОСЕЕВА. Здравствуйте, я ваша клякса! // СПб Ведомости Выпуск  № 204  от  29.10.2009 
2. Нейропедагогика (http://proza.ru/2012/01/11/920)
---